Если автомобиль был поврежден из-за плохого состояния муниципальной дороги, страховщик в порядке суброгации вправе взыскать с местных властей выплаченную по каско сумму, подтвердила коллегия Верховного суда РФ.

Верховный суд поддержал решения нижестоящих судов, которые удовлетворили иск страховой компании «ЭРГО» к муниципальному образованию «Город Саратов» о взыскании 55 тыс. р.

Причиной разбирательства послужило ДТП, случившееся на саратовской улице Вишневая. Застрахованный в «ЭРГО» по каско автомобиль Lexus в феврале 2017 г. наехал на огромную дорожную выбоину. Ее площадь превышала 10 кв м, а глубина – 20 см. Если верить судебным документам, площадь этой выбоины превышала размер самой большой дорожной ямы в России, обнаруженной ОНФ. У машины были повреждены передний бампер и декоративная накладка. Вина водителя в аварии отсутствовала.

СК «ЭРГО» признала случай страховым, направила машину на восстановительный ремонт и оплатила 54,7 тыс. р. расходов. Затем страховщик направил в администрацию Саратова требование возместить ему ущерб. Эта претензия не была удовлетворена, и «ЭРГО» подала иск в Арбитражный суд Саратовской области.

Администрация в суде заявила, что в 2016 г. аварийные работы проводило МУПП «Саратовводоканал» (третье лицо в деле), но не предоставила в суд доказательств.

В качестве соответчика привлекли МБУ «Дорстрой» – подрядчика, выполнявшего дорожные работы в черте города. Однако было установлено, что муниципалитет принял от подрядчика выполненные в 2017 г. работы, претензий к качеству которых не было предъявлено.

Ответственность муниципалитета первична

Удовлетворяя иск, саратовский арбитраж указал, что «ответственность титульного владельца автомобильных дорог… является первичной относительно ответственности подрядчика по указанному договору».

Со ссылками на статьи 16 Гражданского кодекса (возмещение убытков, причиненных муниципальными властями), 125 (в т.ч. о правах и обязанностях муниципальных властей) и 1069 (ответственность за вред, причиненный муниципальными органами) арбитраж удовлетворил иск страховщика к муниципалитету Саратова.

Данное решение было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций. Верховный суд в конце октября 2019 г. отказался передавать жалобу муниципалитета на рассмотрение коллегии по экономическим спорам.

Ответа на запрос АСН от администрации Саратова на момент публикации не поступило.

Муниципалитет еще не заплатил

Заместитель директора по правовому обеспечению САО «ЭРГО» Екатерина Шигорева сообщила АСН, что на данный момент муниципалитет Саратова еще не заплатил по данному требованию. Исполнительный лист предъявлен к взысканию в Управление федерального казначейства по Саратовской области.

«Подобные юридические дела скорее исключение, чем правило. Их доля в общем объеме исков – менее 1%. За период с 2018 г. по 2019 г. от нашей страховой компании подано всего 3 иска к муниципалитетам. Дела находятся в процессе рассмотрения», – уточнила Екатерина Шигорева.

Подобные случаи редки и до Верховного суда не доходили 

Директор судебно-правового департамента страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская отметила, что аналогичные иски к муниципальным образованиям страховые компании подают нечасто. Это происходит только в случае, если неоспорима причина нанесения ущерба – плохое состояние дорог. В 2018-2019 гг. в практике «Согласия» было 8 аналогичных дел (по которым суд принял решение о взыскании возмещения с муниципальных образований).

В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что в последнее время похожих исков компания не предъявляла. При этом страховщик поддерживает позицию судов по указанному делу. 

Пресс-служба «Энергогаранта» указала, что схожих случаев у страховщика не было. При этом в компании считают, что суды с большой вероятностью могут удовлетворить подобные иски, если сотрудниками ГИБДД документально установлена вина организации, ответственной за эксплуатацию дороги.

Руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов рассказал АСН, что на уровне Верховного суда он не помнит высказываний относительно взыскания ущерба по ДТП с муниципалитетов, «но в судах первых двух инстанций такие дела бывают».

Проблема плохих дорог актуальна для многих регионов, но иски не носят массового характера. В первую очередь, это происходит из-за того, что обычно ущерб небольшой и автовладельцы не идут в суды из-за погнутого диска, отметил Максим Едрышев.

Источник