Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о вовлеченности обладателей ученой степени в процесс непрерывного образования (по результатам опроса более 2 тысяч российских кандидатов и докторов наук в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг научных кадров высшей квалификации»).

Концепция «обучения в течение всей жизни» (life-long learning) получает все более широкое распространение на современном рынке труда. Необходимость постоянного обновления компетенций актуальна и для ученых и инженеров, от которых во многом зависят перспективы инновационного развития страны. В рамках мониторинга научных кадров высшей квалификации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ провёл опрос более 2 тысяч российских кандидатов и докторов наук, чтобы оценить, насколько они вовлечены в процесс непрерывного образования.

Масштабы участия в дополнительном образовании

Дополнительное образование за последние три года получали две трети российских обладателей ученой степени (67,2%). Эта доля значительно варьирует в зависимости от области науки и места работы ученых (рис. 1). При этом уровень должности не влияет на активность повышения квалификации — среди руководителей организаций и подразделений доля участвующих в дополнительном образовании такая же, как и у рядовых специалистов.

Сотрудники НИИ повышают квалификацию реже по сравнению с коллегами из вузов, организаций промышленности и сферы услуг. Менее 40% исследователей в НИИ за последние три года получали какое-либо дополнительное образование; среди сотрудников вузов эта доля более чем вдвое выше (81,7%).

Высокая активность в повышении квалификации наиболее характерна для представителей общественных, гуманитарных и медицинских наук (доля получавших дополнительное образование за последние три года — 84,1%, 78,8% и 76,7% соответственно). В области естественных наук и математики этот показатель заметно ниже (49,7%).

Несмотря на установку «life-long learning», возраст обладателя ученой степени во многом определяет то, насколько активно ученый участвует в тех или иных формах повышения квалификации. По результатам опроса, дополнительное образование получали три четверти ученых в возрасте до 29 лет и в средней возрастной группе (75,0 и 75,3% соответственно), в то время как среди их коллег в когорте 50–70 лет – только чуть более половины (57,3%).

Формы повышения квалификации

Основной формой повышения квалификации для ученых, получавших за последние три года дополнительное образование, являются курсы, тренинги и семинары по их основной специальности: их посещали 42,2% исследователей (рис. 2). В круг популярных форматов входят также компьютерные курсы (в том числе для изучения отдельных программных продуктов) и курсы иностранного языка (18,9 и 12,9% соответственно). Это позволяет «успевать» за темпами технологических преобразований и участвовать в международной научной кооперации.

Для ученых из НИИ курсы иностранного языка — вторая по популярности форма участия в дополнительном образовании, в то время как среди сотрудников вузов значительно более востребованы компьютерные курсы.

Участие в дополнительном образовании подразумевает приобретение, в том числе, междисциплинарных знаний и навыков. Каждый шестой (17,7%) обладатель ученой степени посещал курсы, тренинги и семинары по смежной специальности.

Среди российских ученых дополнительное образование редко направлено на получение таких «навыков XXI века», как организационно-управленческие компетенции. Формат стажировки на зарубежных предприятиях и в ведущих технологических центрах, а также курсы, тренинги и семинары в области бизнес-образования (менеджмент, управление проектами и т.п.) являются достаточно редкими формами повышения квалификации ученых. Исключение составляют обладатели ученой степени, занятые в организациях промышленности и сферы услуг, — для них получение бизнес-образования замыкает топ-3 самых востребованных форм повышения квалификации.

Возрастные предпочтения в формах повышения квалификации

Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности являются наиболее востребованной формой участия в дополнительном образовании для всех возрастных групп. В отношении других форм повышения квалификации (в первую очередь, изучения иностранных языков и повышения цифровых навыков) существуют возрастные различия (табл. 1). Для самых молодых ученых (до 29 лет) курсы иностранного языка являются второй по популярности формой участия в дополнительном образовании, в то время как для ученых 50–70 лет такие курсы замыкают топ-5. При обучении на компьютерных курсах ситуация противоположная: они преимущественно востребованы среди ученых старших возрастов.

Таблица 1. Топ-5 форм повышения квалификации для ученых различных возрастов

До 29 лет включительно30–49 лет50–70 лет
1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности1. Курсы, тренинги, семинары по имеющейся специальности
2. Курсы иностранного языка2. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности2. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов
3. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности3. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов3. Курсы тренинги, семинары по смежной специальности
4. Стажировка в ведущих зарубежных научных организациях, технологических центрах, вузах4. Курсы иностранного языка4. Стажировка в ведущих российских научных организациях, технологических центрах, вузах
5. Компьютерные курсы, изучение отдельных программных продуктов5. Стажировка в ведущих российских научных организациях, технологических центрах, вузах5. Курсы иностранного языка

Таким образом, установка на «обучение в течение всей жизни» в настоящий момент присутствует не у всех российских ученых: треть из них (32,8%) за последние три года не получали дополнительного образования. Однако те, кто повышает квалификацию, стремятся не только улучшать имеющиеся профессиональные знания и навыки, но и получать новые меж-  и надпрофессиональные компетенции, в первую очередь, цифровые и языковые. Ученые старших возрастов (50–70 лет) стремятся адаптироваться к процессу цифровизации за счет обучения на компьютерных курсах. Молодые ученые сильнее ориентированы на участие в международной научной кооперации, для чего стремятся улучшить свои знания иностранных языков. Формы дополнительного образования, направленные на получение управленческих навыков, а также формат стажировок в настоящий момент не получили широкого распространения.

Источники: 

Результаты специализированного обследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг поведения субъектов инновационного процесса: инновационная активность компаний сектора интеллектуальных услуг; паттерны инновационной деятельности высококвалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками» тематического плана научно-исследовательских работ НИУ ВШЭ.

Материал подготовила Галина Волкова